(по материалам www.airpages.ru)
Рождение
Этот истребитель разрабатывался под руководством триумвирата конструкторов:
С.А. Лавочкина. В.П.Гор6унова и М.И. Гудкова. Опытный образец его,
называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 г., т.е. вскоре
после И-26 А.С. Яковлева.
Фотографии военного времени можно посмотреть в фотоальбоме в разделе:
С.А. Лавочкина. В.П.Гор6унова и М.И. Гудкова. Опытный образец его,
называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 г., т.е. вскоре
после И-26 А.С. Яковлева.
Фотографии военного времени можно посмотреть в фотоальбоме в разделе:
Squadron Lagg-3 (часть 1) - смотреть в pdf
Squadron Lagg-3 (часть 2) - смотреть в pdf
Отличительной особенностью конструкции И-301 было широкое
применение такого нового тогда материала, как дельтадревесина
(пластифицированная древесина, обладающая большой прочностью). Металл
использовался только там, где без него просто нельзя было обойтись
(стальная монорама, капоты мотора из дюралевых сплавов). Такой подход к
проектированию был вынужденным. Суть заключалась в том, что возможности
цветной металлургии не поспевали за резко возросшими в предвоенные годы
потребностями самолетостроения, единственный путь, позволявший в этих
условиях наладить массовый выпуск новых боевых самолетов, заключался в
использовании дерева. Оно в большей или меньшей степени применялось в
конструкции и других самолетов, в частности, Як-1 и Миг-З. а И-301
наиболее полно воплощал в себе идею цельнодеревянной машины, что
считалось большим его преимуществом. Другая отличительная черта И-301
заключалась в необычно мощном вооружении - пушка 23 мм и два синхронных
крупнокалиберных пулемета БС, в дополнение к которым могли
устанавливаться еще два ШКАС.
И-301 прошел испытания в целом успешно. Однако перед
организацией серийного производства было выдвинуто дополнительное
требование о повышении дальности полета до 1000 км. Конструкторам
пришлось установить дополнительные баки, хотя тогда уже было ясно, что
с таким запасом топлива самолет будет слишком тяжел.
Первые серийные самолеты, получившие марку ЛаГГ-З, начали сходить
с конвейера в 1941 г. Так же как Як-1 и Миг-З, этот истребитель в
первый период войны стал одним из основных самолетов нового поколения
советских ВВС.
Состав вооружения ЛаГГ-З в процессе серийной постройки менялся.
В наиболее типичном для 1941 г. варианте оно состояло из пушки калибра
20 мм и синхронных пулеметов - одного БС и двух ШКАС. Кроме того, под
крылом можно разместить 6-8 реактивных снарядов. К сожалению, при
освоении ЛаГГ-З в производстве и в процессе его доводки не удалось
сохранить его высокие летные данные. Особенно сильно снизилась
скорость.
Наиболее успешно ЛаГГ-З действовал против бомбардировщиков
противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения
имели решающее значение. Хорош был этот самолет и для выполнения
штурмовых задач. Но все же летчикам на ЛаГГ-З чаще приходилось вести
воздушные бои с истребителями противника. Здесь со всей очевидностью
проявились недостатки ЛаГГа, обусловленные слишком большим его весом.
По основным показателям он уступал Мессершмитту Bf-109E и Bf-109F.
По решению Государственного Комитета Обороны на одном из самых
мощных авиационных заводов, выпускавших большинство ЛаГГ-З. их
производство было прекращено. Вместо ЛаГГа там был налажен выпуск
истребителей Як, а ЛаГГ-З продолжали строить на заводе в г. Тбилиси.
Там под руководством В.П. Горбунова в 1942- 1943 гг. провели работы по
повышению боеспособности ЛаГГ-З. На истребитель установили более мощный
мотор М-105ПФ, облегчили конструкцию, сняли часть вооружения, уменьшили
запас топлива и улучшили аэродинамику. В результате по основным летным
данным ЛаГГ-З практически сравнялся с Як-1, хотя и уступал последнему в
пилотажных качествах.
Отличительной особенностью конструкции И-301 было широкое
применение такого нового тогда материала, как дельтадревесина
(пластифицированная древесина, обладающая большой прочностью). Металл
использовался только там, где без него просто нельзя было обойтись
(стальная монорама, капоты мотора из дюралевых сплавов). Такой подход к
проектированию был вынужденным. Суть заключалась в том, что возможности
цветной металлургии не поспевали за резко возросшими в предвоенные годы
потребностями самолетостроения, единственный путь, позволявший в этих
условиях наладить массовый выпуск новых боевых самолетов, заключался в
использовании дерева. Оно в большей или меньшей степени применялось в
конструкции и других самолетов, в частности, Як-1 и Миг-З. а И-301
наиболее полно воплощал в себе идею цельнодеревянной машины, что
считалось большим его преимуществом. Другая отличительная черта И-301
заключалась в необычно мощном вооружении - пушка 23 мм и два синхронных
крупнокалиберных пулемета БС, в дополнение к которым могли
устанавливаться еще два ШКАС.
И-301 прошел испытания в целом успешно. Однако перед
организацией серийного производства было выдвинуто дополнительное
требование о повышении дальности полета до 1000 км. Конструкторам
пришлось установить дополнительные баки, хотя тогда уже было ясно, что
с таким запасом топлива самолет будет слишком тяжел.
Первые серийные самолеты, получившие марку ЛаГГ-З, начали сходить
с конвейера в 1941 г. Так же как Як-1 и Миг-З, этот истребитель в
первый период войны стал одним из основных самолетов нового поколения
советских ВВС.
Состав вооружения ЛаГГ-З в процессе серийной постройки менялся.
В наиболее типичном для 1941 г. варианте оно состояло из пушки калибра
20 мм и синхронных пулеметов - одного БС и двух ШКАС. Кроме того, под
крылом можно разместить 6-8 реактивных снарядов. К сожалению, при
освоении ЛаГГ-З в производстве и в процессе его доводки не удалось
сохранить его высокие летные данные. Особенно сильно снизилась
скорость.
Наиболее успешно ЛаГГ-З действовал против бомбардировщиков
противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения
имели решающее значение. Хорош был этот самолет и для выполнения
штурмовых задач. Но все же летчикам на ЛаГГ-З чаще приходилось вести
воздушные бои с истребителями противника. Здесь со всей очевидностью
проявились недостатки ЛаГГа, обусловленные слишком большим его весом.
По основным показателям он уступал Мессершмитту Bf-109E и Bf-109F.
По решению Государственного Комитета Обороны на одном из самых
мощных авиационных заводов, выпускавших большинство ЛаГГ-З. их
производство было прекращено. Вместо ЛаГГа там был налажен выпуск
истребителей Як, а ЛаГГ-З продолжали строить на заводе в г. Тбилиси.
Там под руководством В.П. Горбунова в 1942- 1943 гг. провели работы по
повышению боеспособности ЛаГГ-З. На истребитель установили более мощный
мотор М-105ПФ, облегчили конструкцию, сняли часть вооружения, уменьшили
запас топлива и улучшили аэродинамику. В результате по основным летным
данным ЛаГГ-З практически сравнялся с Як-1, хотя и уступал последнему в
пилотажных качествах.
Боевое применение.
Государственные испытания истребителя
ЛаГГ-З закончились всего за несколько дней до начала войны, в строевых
подразделениях самолетов этого типа было меньше всего, по разным
оценкам от 29 до 75. В боях истребители этого типа стали применяться
только с конца июля - начала августа 1941 г.
Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на
Кавказе. В этом полку начал свою карьеру военного летчика маршал
авиации Н.М.Скоморохов, войну он закончил майором, сбил 46 самолетов
лично, восемь - в группе. Три звена ЛаГГов 160-го полка обеспечивали
перелет в осажденный Ленинград Г.К.Жукова. На другом фланге огромного
фронта ЛаГГ-З 1 -и серии имелись на вооружении 44-го ИАП Ленинградского
фронта, 7 марта 1942 г. преобразованного в 11-й гвардейский.
В августе 1941 г. на ЛаГГ-З летчики 17-го ИАП прикрывали
днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил "ишаки" на ЛаГГи
в конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи получил также 170-й
ИАП.Осенью 1941 г. с И-16 наЛаГГ-3 был перевооружен 69-й ИАП, в котором
служил один из самых результативных летчиков-истребителей Великой
Отечественной войны - А.В.Алелюхин (40 побед, одержанных лично и 17 -в
группе).
ЛаГГ-З не стал символом битвы за московское небо, но вклад в
общее дело полки, воевавшие на ЛаГГах внесли значительный. На
Калининском фронте истребители этого типа занимали даже доминирующее
положение, другое дело, что их было мало. Полки, вооруженные ЛаГГами
действовали в составе Брянского, Западного и Калининского фронтов. В
составе 6-го истребительного корпуса ПВО, на который возлагалась защита
столицы от фашистских бомбардировщиков по состоянию на 31 июля 1941 г.
входили два полка, имевших на вооружении ЛаГГи - 24-й ИАП (27
истребителей) и 233-й ИАП (в нем ЛаГГами была вооружена одна эскадрилья
- 10 самолетов).
Начиная с 5 октября 1941 г. в 43-й авиадивизии проходили
войсковые испытания три ЛаГГ-З, вооруженные 37мм пушками; согласно
отчету эти самолеты смогли уничтожить пять немецких танков. Мощное
вооружение буквально провоцировало использовать эти машины в качестве
штурмовиков. Однако новые пушки Шпитального были еще сырыми и работали
ненадежно. Воевали эти три истребителя недолго - в середине октября их
сбили в районе Вязьмы.
Авиационная группировка на Московском направлении в преддверии
"решительного" наступления немцев на столицу усиливалась - Ставка в
начале октября перебросила сюда семь истребительных авиаполков, в том
числе два (524-й и 415-й), вооруженных ЛаГГ-З. В третьей декаде октября
на Калининский фронт прибыли два полка, вооруженных ЛаГГами - 193-й (19
истребителей) и 129-й. Вся истребительная авиация фронта насчитывала 39
ЛаГГ-3 и 17 МиГ-3. К 1 декабря количество боеготовых ЛаГГов уменьшилось
до 35.
В составе 10-й смешанной авиационной дивизии действовал 168-й
ИАП на самолетах ЛаГГ-З. Первоначально дивизия входила в состав ВВС
Западного фронта, затем - в авиационную группу генерала И.Ф.Петрова. С
26 ноября истребители полка сопровождали пикировщики Пе-2 и Пе-3 при
нанесении ударов по наступающим войскам немцев на волоколамском,
клинском и юхновском направлениях. ЛаГГи также и сами штурмовали
вражеские колонны, мощное вооружение позволяло использовать их в этом
качестве гораздо эффективней, чем "одноклассников" - МиГ-3 и Як-1.
Особенно хорошо себя проявили самолеты, оснащенные пусковыми
установками PC, причем ракетами стреляли и по воздушным целям -
лейтенант Ф.Д. Межуев двумя PC сбил Bf 109F
На 1 января в составе истребительной авиации ВВС Калининского
фронта насчитывалось 23 ЛаГГ-3, 7 МиГ-3, 14 Як-1, 22 И-16, еще восемь
ЛаГГов и семь МиГов числилось в группе генерала Петрова, действовавшей
на этом направлении.
На Западном фронте ЛаГГи широко применялись как разведчики. В
январе 1942 г. ЛаГГ-3 вместе с двухмоторными Пе-2 состояли на
вооружении 3-го разведывательного авиационного полка.
В ходе наступления советских войск под Москвой численный и
качественный состав ВВС фронтов увеличивался за счет поступления
истребителей новых типов. Так в составе ВВС Калининского фронта по
состоянию на 22 февраля 1942 г. числилось 13 истребительных авиационных
полков, четыре из которых имели на вооружении Як-1 и пять - ЛаГГ-3 (5-й
гвардейский, 21-й, 180-й, 193-й, 348-й). В 5-м гвардейском полку,
вооруженном ЛаГГ-3 10-йсерии, воевал в должности командира эскадрильи
гвардии капитан Г. Д.Онуфриенко, к концу войны он сбил лично 21 самолет
и 29 - в группе, причем 15 побед он одержал в составе 5-го ГИАП. Один
Ju-88 сбил прямо над КП Калининского фронта на глазах у командующего
генерал-полковника И.С.Конева. За январь 1942 г. летчики полка сбили 18
самолетов противника, потеряв одного летчика. Весной 1942 г. с молодым
пополнением в 5-й ГИАП пришел сержант Виталий Попков - один из
известнейших советских асов, чья боевая судьба,как и судьбы его
однополчан, легли в основу лучшего кинофильма о летчиках Великой
Отечественной - "В бой идут одни старики". Напоминать сюжет этого
фильма - излишне. Гвардейского звания полк удостоен в числе первых - 6
декабря 1941 г., прежде полк именовался 129-м ИАП.
В ВВС Западного фронта 22 февраля 1942 г. числилось восемь
истребительных авиационных полков. В отличие от Калининского фронта
здесь основной силой являлись Яки, которые состояли на вооружении в
четырех ИАП, на ЛаГГ-3 летали летчики 168-го и 172-го ИАП.
Под Москвой на ЛаГГах воевал также 521-й ИАП, пересевший в ходе
ЛаГГ-З закончились всего за несколько дней до начала войны, в строевых
подразделениях самолетов этого типа было меньше всего, по разным
оценкам от 29 до 75. В боях истребители этого типа стали применяться
только с конца июля - начала августа 1941 г.
Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на
Кавказе. В этом полку начал свою карьеру военного летчика маршал
авиации Н.М.Скоморохов, войну он закончил майором, сбил 46 самолетов
лично, восемь - в группе. Три звена ЛаГГов 160-го полка обеспечивали
перелет в осажденный Ленинград Г.К.Жукова. На другом фланге огромного
фронта ЛаГГ-З 1 -и серии имелись на вооружении 44-го ИАП Ленинградского
фронта, 7 марта 1942 г. преобразованного в 11-й гвардейский.
В августе 1941 г. на ЛаГГ-З летчики 17-го ИАП прикрывали
днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил "ишаки" на ЛаГГи
в конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи получил также 170-й
ИАП.Осенью 1941 г. с И-16 наЛаГГ-3 был перевооружен 69-й ИАП, в котором
служил один из самых результативных летчиков-истребителей Великой
Отечественной войны - А.В.Алелюхин (40 побед, одержанных лично и 17 -в
группе).
ЛаГГ-З не стал символом битвы за московское небо, но вклад в
общее дело полки, воевавшие на ЛаГГах внесли значительный. На
Калининском фронте истребители этого типа занимали даже доминирующее
положение, другое дело, что их было мало. Полки, вооруженные ЛаГГами
действовали в составе Брянского, Западного и Калининского фронтов. В
составе 6-го истребительного корпуса ПВО, на который возлагалась защита
столицы от фашистских бомбардировщиков по состоянию на 31 июля 1941 г.
входили два полка, имевших на вооружении ЛаГГи - 24-й ИАП (27
истребителей) и 233-й ИАП (в нем ЛаГГами была вооружена одна эскадрилья
- 10 самолетов).
Начиная с 5 октября 1941 г. в 43-й авиадивизии проходили
войсковые испытания три ЛаГГ-З, вооруженные 37мм пушками; согласно
отчету эти самолеты смогли уничтожить пять немецких танков. Мощное
вооружение буквально провоцировало использовать эти машины в качестве
штурмовиков. Однако новые пушки Шпитального были еще сырыми и работали
ненадежно. Воевали эти три истребителя недолго - в середине октября их
сбили в районе Вязьмы.
Авиационная группировка на Московском направлении в преддверии
"решительного" наступления немцев на столицу усиливалась - Ставка в
начале октября перебросила сюда семь истребительных авиаполков, в том
числе два (524-й и 415-й), вооруженных ЛаГГ-З. В третьей декаде октября
на Калининский фронт прибыли два полка, вооруженных ЛаГГами - 193-й (19
истребителей) и 129-й. Вся истребительная авиация фронта насчитывала 39
ЛаГГ-3 и 17 МиГ-3. К 1 декабря количество боеготовых ЛаГГов уменьшилось
до 35.
В составе 10-й смешанной авиационной дивизии действовал 168-й
ИАП на самолетах ЛаГГ-З. Первоначально дивизия входила в состав ВВС
Западного фронта, затем - в авиационную группу генерала И.Ф.Петрова. С
26 ноября истребители полка сопровождали пикировщики Пе-2 и Пе-3 при
нанесении ударов по наступающим войскам немцев на волоколамском,
клинском и юхновском направлениях. ЛаГГи также и сами штурмовали
вражеские колонны, мощное вооружение позволяло использовать их в этом
качестве гораздо эффективней, чем "одноклассников" - МиГ-3 и Як-1.
Особенно хорошо себя проявили самолеты, оснащенные пусковыми
установками PC, причем ракетами стреляли и по воздушным целям -
лейтенант Ф.Д. Межуев двумя PC сбил Bf 109F
На 1 января в составе истребительной авиации ВВС Калининского
фронта насчитывалось 23 ЛаГГ-3, 7 МиГ-3, 14 Як-1, 22 И-16, еще восемь
ЛаГГов и семь МиГов числилось в группе генерала Петрова, действовавшей
на этом направлении.
На Западном фронте ЛаГГи широко применялись как разведчики. В
январе 1942 г. ЛаГГ-3 вместе с двухмоторными Пе-2 состояли на
вооружении 3-го разведывательного авиационного полка.
В ходе наступления советских войск под Москвой численный и
качественный состав ВВС фронтов увеличивался за счет поступления
истребителей новых типов. Так в составе ВВС Калининского фронта по
состоянию на 22 февраля 1942 г. числилось 13 истребительных авиационных
полков, четыре из которых имели на вооружении Як-1 и пять - ЛаГГ-3 (5-й
гвардейский, 21-й, 180-й, 193-й, 348-й). В 5-м гвардейском полку,
вооруженном ЛаГГ-3 10-йсерии, воевал в должности командира эскадрильи
гвардии капитан Г. Д.Онуфриенко, к концу войны он сбил лично 21 самолет
и 29 - в группе, причем 15 побед он одержал в составе 5-го ГИАП. Один
Ju-88 сбил прямо над КП Калининского фронта на глазах у командующего
генерал-полковника И.С.Конева. За январь 1942 г. летчики полка сбили 18
самолетов противника, потеряв одного летчика. Весной 1942 г. с молодым
пополнением в 5-й ГИАП пришел сержант Виталий Попков - один из
известнейших советских асов, чья боевая судьба,как и судьбы его
однополчан, легли в основу лучшего кинофильма о летчиках Великой
Отечественной - "В бой идут одни старики". Напоминать сюжет этого
фильма - излишне. Гвардейского звания полк удостоен в числе первых - 6
декабря 1941 г., прежде полк именовался 129-м ИАП.
В ВВС Западного фронта 22 февраля 1942 г. числилось восемь
истребительных авиационных полков. В отличие от Калининского фронта
здесь основной силой являлись Яки, которые состояли на вооружении в
четырех ИАП, на ЛаГГ-3 летали летчики 168-го и 172-го ИАП.
Под Москвой на ЛаГГах воевал также 521-й ИАП, пересевший в ходе
битвы за столицу на Як-1.
ЛаГГи получили во многих публикациях последнего времени дурную
славу. Чего стоит, приписываемая летчикам военного времени расшифровка:
"Лакированный Гарантированный Гроб". Возможно, какой-то остряк
и сказанул такое. Однако истребитель совсем не заслужил такой оценки.
Да, он был тяжел, вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог
потягаться с любым противником: 3 февраля 1942 г. А.А.Губанов на ЛаГГ-3
в одном бою сбил три Bf 109. Еще один пример - согласно отечественным
данным 21 марта 1942 г. в районе Ржева пятерка ЛаГГов приняла бой с 30
самолетами Люфтваффе, наши истребители сбили пять немецких машин без
потерь со своей стороны. Ас № 2 Люфтваффе Герхард Баркхорн вспоминал,
что в 1942 г. на Сталинградском фронте он "крутил карусель" с одиночным
ЛаГГом в течение 40 минут, противники оказались достойны друг друга -
ни один самолет не был сбит. По всей видимости, Баркхорн сражался с
Алелюхиным. Алексей Васильевич на Сталинградском фронте провел и еще
один исключительно сложный бой: один против четырех Bf.109. Он вышел из
него победителем, сбив один фашистский истребитель. Так что при всех
недостатках ЛаГГ был вовсе не безнадежным самолетом и далеко не самым
легким противником для пилотов Люфтваффе.
Корень зла лежит не столько в далеко не блестящих летных
характеристиках ЛаГГа, а в слабой подготовке летчиков. О чем можно
говорить, если налет молодого "сталинского сокола" редко превышал 30 ч,
а "зеленый" летчик ягдгешвадера имел налет на "мессершмитте" порядка
450 ч? В середине 80-х годов один из летчиков-испытателей фирмы Сухого,
отвечая на назойливые вопросы студентов МАИ, какой самолет лучше Су-27
или F-15, ответил:
"Лучшим является истребитель, который пилотирует лучший
летчик." Впрочем, "технический фактор" имеет значение не меньшее,
нежели "человеческий". В случае же с ЛаГГом на первое место вышел
именно человеческий фактор. Не случайно, почти во всех "хрестоматийных"
случаях успешного использования самолетов Лавочкина, Горбунова и
Гудкова в кабинах истребителей сидели асы: среди летчиков, принимавших
участие в бою "шесть против тридцати" был молоденький сержант Виталий
Попков (42 победы за войну); тот же Губанов, войну закончил Героем
Советского Союза, имея на своем счету 28 личных и 9 групповых побед;
все победы он одержал на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Губанов был не
единственным летчиком, сумевшим в одном бою на ЛаГГе сбить три
истребителя - летчик 246-го ИАП П.М.Камозин в ноябре 1942 г. завалил
над Туапсе два Bf109 и один Bf.110. Всего на ЛаГГ-3 Камозин сбил 17
самолетов противника, войну закончил на "Кобре" имея на своем счету 36
личных и 13 групповых побед. Больше всего побед на ЛаГГ-3 одержал
летчик 249 ИАП (впоследствии 163-й гвардейский полк) А.М. Кулагин,
сбивший на "Лакированом Гарантированном Гробе" 26 фашистских самолетов
(всего на его счеты 39 побед), интересно отметить, что 249-й ИАП
получил ЛаГГи аж в феврале 1943 г., ранее летчики полка летали на Як-1.
На ЛаГГах полк воевал больше года - до конца 1944 г., когда его
перевооружили Ла-5ФН. Рекорд же по числу побед, одержанных в одном бою,
вероятно, принадлежит Д.П.Назаренко из 131-го ИАП, сбившему осенью 1942
г. на Северо-Кавказском фронте сразу четыре Bf.109 (всего Назаренко
одержал 32 победы).
На ЛаГГах были сбиты несколько выдающихся немецких асов из
знаменитой эскадры "Зеленое сердце". Над озером Ильмень 9 августа 1942
г. старший лейтенант Аркадий Суков из 41-го ИАП сбил Bf 109
оберлейтенанта Макса-Хельмута Остерманна (102 победы), Остерманн погиб;
18 сентября 1942 г. севернее Тосно ЛаГГи 41-го ИАП завалили кавалера
Рыцарского креста гауптмана Герберта Финдейзена (67 побед), летчик
выпрыгнул с парашютом и попал в плен; 19 января 1943 г. старший
лейтенант Каберов из 3-го ГИАП Балтфлота положил конец боевой карьере
оберлейтенанта Вальтера Мейера (58 побед).
Наряду с "человеческим" и "техническим" (точнее -
"конструкторским") факторами на поведение самолета в бою влияет еще и
"эксплуатационный" фактор. Могучее русское слово и ювелирный инструмент
в виде кувалды далеко не всегда способствуют грамотной эксплуатации
материальной части. Увы, низкая культура обслуживания техники - такая
же национальная особенность, как "водка, гармонь и лосось". Даже в
знаменитом 5-м гвардейском ИАП, истребители недобирали скорости из-за
неграмотности технического и летного состава. Весной 1942 г. командир
полка написал рапорт в котором указывал, что максимальная скорость ЛаГГ
меньше заявленной на целых 50 км/ч. В полк срочно вылетели
летчик-испытатель НИИ ВВС Прошаков и ведущий инженер Рабкин. Опытные
специалисты быстро разобрались в причинах: полеты со снятой сдвижной
частью фонаря кабины, установка перед лобовой частью фонаря щитка для
уменьшения забрызгиваемости маслом, на всасывающие патрубки
воздухозаборников нагнетателя мотора установлены металлические сетки
для предупреждения попадания пыли, летчики в полете ставили заслонку
водорадиатора лишь в два положения - полностью открыта или полностью
закрыта, пилоты слабо представляли на каком режиме работы мотора
самолет развивает максимальную скорость. Из всех причин более-менее
уважительной являлась одна - снятый фонарь кабины: устройства
аварийного сброса на ЛаГГе не было, и летчики опасались, что, случись
что - сдвижную часть заест и придется соприкасаться с земной
поверхностью сидючи в кабине, а не болтаясь на стропах парашюта. Все
остальные недоделки - прямое следствие ротозейства, если не личного
состава полка, то - служб, ответственных за своевременное доведение до
строевых подразделений изменений в инструкции по эксплуатации самолета.
К примеру бороться с забрызгиванием козырька фонаря кабины следовало не
путем установки щитка, "съедающего" несколько километров скорости, а
заменой прокладок во втулке воздушного винта; указания о проведении
такой доработки, "в принципе", было разослано в части, эксплуатирующие
ЛаГГи.
В 1942 г. количество ЛаГГов в ВВС Красной Армии достигло
максимума, их число сравнялось, а в отдельные месяцы и превышало
количество Яков. На Юго-Западном, Западном и Калининском фронтах на
ЛаГГ-3 воевали 3-й и 5-й гвардейские, 4-й, 68-й, 162-й, 172-й, 193-й,
240-й и 413-й истребительные авиаполки, на Карельском и Волховском -
2-й гвардейский, 145 -и, 160-й и 513-й ИАП, на Кавказе - 7-й, 131-й,
182-й, 234-й, 790-й ИАП; в составе ВВС Черноморского флота действовал
9-й ИАП, вооруженный ЛаГГами; на Балтике - 5-й ИАП.
Сражение в междуречье Волги и Дона летом и осенью 1942 г.
притянуло лучшие силы истребительной авиации с обоих сторон. В числе
авиаполков ВВС КА, направленных под Сталинград, был 3-й гвардейский, в
котором служили такие асы, как М.И.Мудров (30 сбитых лично и 7 - в
группе, погиб в январе 1944 г.) и А.А.Мурашов (22 победы).
В переломном сражении Второй мировой войны принимал участие
еще один знаменитый полк - 69-й ИАП, который получил ЛаГГ-3 в начале
лета 1942 г., а в июле летчики полка прибыли на Сталинградский фронт.
Командовал полком Л.Л. Шестаков. Именно Шестаков в августе 1943 г. стал
командиром самого известного истребительного авиаполка Советской , а
теперь и Российской армии - 176-го гвардейского Проскуровского орденов
Красного знамени, Александра Невского и Кутузова. Летом 1943 г. полк
именовался более скромно - 19-й Краснознаменный.. На ЛаГГах летчики
69-го ИАП воевали до сентября 1942 г., до перевооружения на Яки.
Под Сталинградом на ЛаГГах воевал 434-й ИАП, который в
сентябре 1942 г. был перевооружен на Як-7Б. В составе 270-го ИАП
сражался на ЛаГГе С.Д Луганский - известный ас, чье имя чаще всего
связывают с Яками. 14 сентября 1942 г. в бою над Сталинградом ЛаГГ
Луганского плоскостью срубил стабилизатор "мессершмитта" - это не был
таран, скорее -"летное происшествие". О том, что произошло с немецким
самолетом, история умалчивает, а вот Луганский после столкновения смог
продолжить бой - сказалась "перетяжеленность" ЛаГГа, точнее - его
высокая прочность. Луганский воевал на ЛаГГах полтора года. На ЛаГГах
под Сталинградом также сражались летчики 9-го ГИАП, 156-го, 297-го,
440-го и 862-го ИАП.
В Кубанском воздушном сражении принимало участие несколько
полков, вооруженных ЛаГГами, в их числе 88-й ИАП. Один из истребителей
этой части с надписью на борту "Советская Грузия" (на грузинском языке)
по ошибке приземлился на аэродроме, где базировались штаффели JG-52.
В морской авиации ЛаГГи использовались на Балтике и на Черном
море. На Балтике их имел на вооружении 3-й гвардейский полк, первый
полк морской авиации, удостоенный 18 января 1942 г. гвардейского звания
(ранее - 5-й ИАП). Летчик этого полка И.Каберов сбил на ЛаГГе СБ,
захваченный финнами в качестве трофея. В ВВС Черноморского флота
ЛаГГами был вооружен 9-й ИАП. Широко известно изображение самолета
летчика этого полка Юрия Шилова с восемью победными звездочками и
львиной мордой на борту фюзеляжа. На ЛаГГах 9-й полк отлетал почти всю
войну. Вообще, в корне неверно достаточно широко распространенное
мнение о ЛаГГе, как о истребителе начального периода войны. Так в 1944
г. в составе ВВС Красной Армии числилось 594 ЛаГГ-3. Конечно, ЛаГГи уже
не использовались "на направлении главного удара", уступив место более
совершенным Ла-5 и Ла-7, Як-9 и ЯК-3, В конце войны ЛаГГи воевали,
главным образом, на Балтике и Карельском перешейке, где основным
противником выступали финны, имевшие истребители далеко не самых
последних моделей. Дальше всего на Запад продвинулись истребители ВВС
Балтийского флота: ЛаГГи 3-го ГИАП закончили войну в Курляндии. К маю
1945 г. в строевых частях ЛаГГов практически не осталось. Даже на
Дальнем Востоке часть полков, имевших на вооружении ЛаГГи, получила
новую технику, в частности 300-й ИАП, в котором служил будущий
реактивный ас Корейской войны Евгений Пепеляев, перевооружили с ЛаГГ-3
на Як-9.
Всего за 1941-1944 гг. авиационные заводы построили 6528 истребителей ЛаГГ-З.
ЛаГГи получили во многих публикациях последнего времени дурную
славу. Чего стоит, приписываемая летчикам военного времени расшифровка:
"Лакированный Гарантированный Гроб". Возможно, какой-то остряк
и сказанул такое. Однако истребитель совсем не заслужил такой оценки.
Да, он был тяжел, вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог
потягаться с любым противником: 3 февраля 1942 г. А.А.Губанов на ЛаГГ-3
в одном бою сбил три Bf 109. Еще один пример - согласно отечественным
данным 21 марта 1942 г. в районе Ржева пятерка ЛаГГов приняла бой с 30
самолетами Люфтваффе, наши истребители сбили пять немецких машин без
потерь со своей стороны. Ас № 2 Люфтваффе Герхард Баркхорн вспоминал,
что в 1942 г. на Сталинградском фронте он "крутил карусель" с одиночным
ЛаГГом в течение 40 минут, противники оказались достойны друг друга -
ни один самолет не был сбит. По всей видимости, Баркхорн сражался с
Алелюхиным. Алексей Васильевич на Сталинградском фронте провел и еще
один исключительно сложный бой: один против четырех Bf.109. Он вышел из
него победителем, сбив один фашистский истребитель. Так что при всех
недостатках ЛаГГ был вовсе не безнадежным самолетом и далеко не самым
легким противником для пилотов Люфтваффе.
Корень зла лежит не столько в далеко не блестящих летных
характеристиках ЛаГГа, а в слабой подготовке летчиков. О чем можно
говорить, если налет молодого "сталинского сокола" редко превышал 30 ч,
а "зеленый" летчик ягдгешвадера имел налет на "мессершмитте" порядка
450 ч? В середине 80-х годов один из летчиков-испытателей фирмы Сухого,
отвечая на назойливые вопросы студентов МАИ, какой самолет лучше Су-27
или F-15, ответил:
"Лучшим является истребитель, который пилотирует лучший
летчик." Впрочем, "технический фактор" имеет значение не меньшее,
нежели "человеческий". В случае же с ЛаГГом на первое место вышел
именно человеческий фактор. Не случайно, почти во всех "хрестоматийных"
случаях успешного использования самолетов Лавочкина, Горбунова и
Гудкова в кабинах истребителей сидели асы: среди летчиков, принимавших
участие в бою "шесть против тридцати" был молоденький сержант Виталий
Попков (42 победы за войну); тот же Губанов, войну закончил Героем
Советского Союза, имея на своем счету 28 личных и 9 групповых побед;
все победы он одержал на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Губанов был не
единственным летчиком, сумевшим в одном бою на ЛаГГе сбить три
истребителя - летчик 246-го ИАП П.М.Камозин в ноябре 1942 г. завалил
над Туапсе два Bf109 и один Bf.110. Всего на ЛаГГ-3 Камозин сбил 17
самолетов противника, войну закончил на "Кобре" имея на своем счету 36
личных и 13 групповых побед. Больше всего побед на ЛаГГ-3 одержал
летчик 249 ИАП (впоследствии 163-й гвардейский полк) А.М. Кулагин,
сбивший на "Лакированом Гарантированном Гробе" 26 фашистских самолетов
(всего на его счеты 39 побед), интересно отметить, что 249-й ИАП
получил ЛаГГи аж в феврале 1943 г., ранее летчики полка летали на Як-1.
На ЛаГГах полк воевал больше года - до конца 1944 г., когда его
перевооружили Ла-5ФН. Рекорд же по числу побед, одержанных в одном бою,
вероятно, принадлежит Д.П.Назаренко из 131-го ИАП, сбившему осенью 1942
г. на Северо-Кавказском фронте сразу четыре Bf.109 (всего Назаренко
одержал 32 победы).
На ЛаГГах были сбиты несколько выдающихся немецких асов из
знаменитой эскадры "Зеленое сердце". Над озером Ильмень 9 августа 1942
г. старший лейтенант Аркадий Суков из 41-го ИАП сбил Bf 109
оберлейтенанта Макса-Хельмута Остерманна (102 победы), Остерманн погиб;
18 сентября 1942 г. севернее Тосно ЛаГГи 41-го ИАП завалили кавалера
Рыцарского креста гауптмана Герберта Финдейзена (67 побед), летчик
выпрыгнул с парашютом и попал в плен; 19 января 1943 г. старший
лейтенант Каберов из 3-го ГИАП Балтфлота положил конец боевой карьере
оберлейтенанта Вальтера Мейера (58 побед).
Наряду с "человеческим" и "техническим" (точнее -
"конструкторским") факторами на поведение самолета в бою влияет еще и
"эксплуатационный" фактор. Могучее русское слово и ювелирный инструмент
в виде кувалды далеко не всегда способствуют грамотной эксплуатации
материальной части. Увы, низкая культура обслуживания техники - такая
же национальная особенность, как "водка, гармонь и лосось". Даже в
знаменитом 5-м гвардейском ИАП, истребители недобирали скорости из-за
неграмотности технического и летного состава. Весной 1942 г. командир
полка написал рапорт в котором указывал, что максимальная скорость ЛаГГ
меньше заявленной на целых 50 км/ч. В полк срочно вылетели
летчик-испытатель НИИ ВВС Прошаков и ведущий инженер Рабкин. Опытные
специалисты быстро разобрались в причинах: полеты со снятой сдвижной
частью фонаря кабины, установка перед лобовой частью фонаря щитка для
уменьшения забрызгиваемости маслом, на всасывающие патрубки
воздухозаборников нагнетателя мотора установлены металлические сетки
для предупреждения попадания пыли, летчики в полете ставили заслонку
водорадиатора лишь в два положения - полностью открыта или полностью
закрыта, пилоты слабо представляли на каком режиме работы мотора
самолет развивает максимальную скорость. Из всех причин более-менее
уважительной являлась одна - снятый фонарь кабины: устройства
аварийного сброса на ЛаГГе не было, и летчики опасались, что, случись
что - сдвижную часть заест и придется соприкасаться с земной
поверхностью сидючи в кабине, а не болтаясь на стропах парашюта. Все
остальные недоделки - прямое следствие ротозейства, если не личного
состава полка, то - служб, ответственных за своевременное доведение до
строевых подразделений изменений в инструкции по эксплуатации самолета.
К примеру бороться с забрызгиванием козырька фонаря кабины следовало не
путем установки щитка, "съедающего" несколько километров скорости, а
заменой прокладок во втулке воздушного винта; указания о проведении
такой доработки, "в принципе", было разослано в части, эксплуатирующие
ЛаГГи.
В 1942 г. количество ЛаГГов в ВВС Красной Армии достигло
максимума, их число сравнялось, а в отдельные месяцы и превышало
количество Яков. На Юго-Западном, Западном и Калининском фронтах на
ЛаГГ-3 воевали 3-й и 5-й гвардейские, 4-й, 68-й, 162-й, 172-й, 193-й,
240-й и 413-й истребительные авиаполки, на Карельском и Волховском -
2-й гвардейский, 145 -и, 160-й и 513-й ИАП, на Кавказе - 7-й, 131-й,
182-й, 234-й, 790-й ИАП; в составе ВВС Черноморского флота действовал
9-й ИАП, вооруженный ЛаГГами; на Балтике - 5-й ИАП.
Сражение в междуречье Волги и Дона летом и осенью 1942 г.
притянуло лучшие силы истребительной авиации с обоих сторон. В числе
авиаполков ВВС КА, направленных под Сталинград, был 3-й гвардейский, в
котором служили такие асы, как М.И.Мудров (30 сбитых лично и 7 - в
группе, погиб в январе 1944 г.) и А.А.Мурашов (22 победы).
В переломном сражении Второй мировой войны принимал участие
еще один знаменитый полк - 69-й ИАП, который получил ЛаГГ-3 в начале
лета 1942 г., а в июле летчики полка прибыли на Сталинградский фронт.
Командовал полком Л.Л. Шестаков. Именно Шестаков в августе 1943 г. стал
командиром самого известного истребительного авиаполка Советской , а
теперь и Российской армии - 176-го гвардейского Проскуровского орденов
Красного знамени, Александра Невского и Кутузова. Летом 1943 г. полк
именовался более скромно - 19-й Краснознаменный.. На ЛаГГах летчики
69-го ИАП воевали до сентября 1942 г., до перевооружения на Яки.
Под Сталинградом на ЛаГГах воевал 434-й ИАП, который в
сентябре 1942 г. был перевооружен на Як-7Б. В составе 270-го ИАП
сражался на ЛаГГе С.Д Луганский - известный ас, чье имя чаще всего
связывают с Яками. 14 сентября 1942 г. в бою над Сталинградом ЛаГГ
Луганского плоскостью срубил стабилизатор "мессершмитта" - это не был
таран, скорее -"летное происшествие". О том, что произошло с немецким
самолетом, история умалчивает, а вот Луганский после столкновения смог
продолжить бой - сказалась "перетяжеленность" ЛаГГа, точнее - его
высокая прочность. Луганский воевал на ЛаГГах полтора года. На ЛаГГах
под Сталинградом также сражались летчики 9-го ГИАП, 156-го, 297-го,
440-го и 862-го ИАП.
В Кубанском воздушном сражении принимало участие несколько
полков, вооруженных ЛаГГами, в их числе 88-й ИАП. Один из истребителей
этой части с надписью на борту "Советская Грузия" (на грузинском языке)
по ошибке приземлился на аэродроме, где базировались штаффели JG-52.
В морской авиации ЛаГГи использовались на Балтике и на Черном
море. На Балтике их имел на вооружении 3-й гвардейский полк, первый
полк морской авиации, удостоенный 18 января 1942 г. гвардейского звания
(ранее - 5-й ИАП). Летчик этого полка И.Каберов сбил на ЛаГГе СБ,
захваченный финнами в качестве трофея. В ВВС Черноморского флота
ЛаГГами был вооружен 9-й ИАП. Широко известно изображение самолета
летчика этого полка Юрия Шилова с восемью победными звездочками и
львиной мордой на борту фюзеляжа. На ЛаГГах 9-й полк отлетал почти всю
войну. Вообще, в корне неверно достаточно широко распространенное
мнение о ЛаГГе, как о истребителе начального периода войны. Так в 1944
г. в составе ВВС Красной Армии числилось 594 ЛаГГ-3. Конечно, ЛаГГи уже
не использовались "на направлении главного удара", уступив место более
совершенным Ла-5 и Ла-7, Як-9 и ЯК-3, В конце войны ЛаГГи воевали,
главным образом, на Балтике и Карельском перешейке, где основным
противником выступали финны, имевшие истребители далеко не самых
последних моделей. Дальше всего на Запад продвинулись истребители ВВС
Балтийского флота: ЛаГГи 3-го ГИАП закончили войну в Курляндии. К маю
1945 г. в строевых частях ЛаГГов практически не осталось. Даже на
Дальнем Востоке часть полков, имевших на вооружении ЛаГГи, получила
новую технику, в частности 300-й ИАП, в котором служил будущий
реактивный ас Корейской войны Евгений Пепеляев, перевооружили с ЛаГГ-3
на Як-9.
Всего за 1941-1944 гг. авиационные заводы построили 6528 истребителей ЛаГГ-З.
Варианты окраски (по материалам http://mig3.sovietwarplanes.com)