Родился 30 Марта 1920 года в селе Кесова - Гора Калининской
области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1938 года.
Призван Мытищинским РВК Московской области. Окончил военную авиационную школу
имени В. П. Чкалова в 1939 году. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года.
Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира истребительного авиаполка.
Принимал участие в обороне Одессы, Харькова, в наступательных боях под Ростовом, Таганрогом,
Мелитополем, на территории Германии.
24 Августа 1943 года за воинскую доблесть и мужество, проявленные
при обороне Одессы и в Сталинградской битве, в боях под Ростовом, Таганрогом и
Мелитополем, 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых сбил
11 самолётов противника лично и 6 - в составе группы, командир эскадрильи 9-го
Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная
дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии капитан А. В. Алелюхин был
удостоен звания Героя Советского Союза.
1 Ноября 1943 года за умелое руководство пилотами эскадрильи в
боях за освобождение Донбасса, 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях,
в которых лично сбил ещё 26 самолётов противника, был награждён второй медалью
"Золотая Звезда".Всего за годы войны совершил 601 боевой вылет, провёл 258
воздушных боёв, уничтожил 40 вражеских самолётов лично и 17 - в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС на командных и штабных
должностях. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году и Военную
академию Генерального штаба в 1954 году. С 1958 года Генерал - Майор авиации
А. В. Алелюхин - в запасе. За период службы награждён орденами Ленина ( дважды ),
Боевого Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского,
Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды
( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
Умер 29 Октября 1990 года.
Доброжелательный и спокойный, Алексей Васильевич Алелюхин
обладал мощной аурой внутренней силы и уверенности, тем особенным мужским
обаянием, которое одинаково располагало к нему и зелёную, необстрелянную
молодёжь, и грозных, порой крайне жестких, командиров. Ратная слава и удача
благоволили к нему ещё, наверное, и потому, что он тщательно готовил каждый
свой вылет - десятый, сотый или трехтысячный, вникал в подробности боевой
обстановки, внимательно изучал особенности маршрута, детально прорабатывал
тактические приёмы боя и элементы взаимодействия в воздухе.
Он родился в Тверской губернии у Бежецкого верха, в селе
Кесова - Гора. В начале 1930-х годов семья переехала в Подмосковье, где Алексей
закончил 7 классов и поступил работать на фабрику. Вечерами занимался в
планерной школе. Вскоре был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу
лётчиков, которую успешно окончил в 1939 году.
Алелюхин начал свою службу в частях Ленинградского военного
округа. В Октябре 1940 года был переведён в Одессу, в 69-й истребительный
авиационный полк. С этим полком, ставшим впоследствии 9-м Гвардейским, давшим
стране 25 Героев Советского Союза, уничтожившим в воздухе 558 самолётов
противника, только двум пилотам: А. Алелюхину и И. Королёву было дано пройти
весь его боевой путь - от Одессы и до Берлина... Начал он войну в звании
Младшего лейтенанта, рядовым пилотом, а окончил её Гвардии майором, командиром
этого полка.В условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых
дней войны 69-й истребительный авиаполк не только сохранил боеспособность,
но и вёл активные наступательные действия, нанося бомбово - штурмовые удары по
войскам противника на его территории.
На третий день войны Алексей открыл счёт своих побед - в составе
звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не-111. Спустя несколько дней, в небе
Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал орден Красного
Знамени.В стремительных штурмовках, в разведке и воздушных боях Алелюхин
принимал самое активное участие. Он стал уже умелым воздушным бойцом, когда однажды
его послали на разведку немецкого аэродрома. Советские лётчики обнаружили множество
новых, только что прибывших на фронт вражеских самолётов. Вернувшись незамеченными,
Алелюхин и его боевые товарищи доложили обо всём командованию. Было принято
решение: с рассветом - штурмовать. Чуть забрезжил рассвет, как все истребители,
которые были в полку, поднялись в воздух.
Они следовали к цели двумя большими группами. Их вёл командир
полка Л. Л. Шестаков. При подходе к вражескому аэродрому группы разделились, каждой
была указана своя цель. Алелюхин входил в группу, которую вёл комиссар полка
Н. А. Верховец. Цель ясно выделялась на фоне бескрайней равнины: посадка
деревьев, с одной стороны которой стояли новые немецкие самолёты, а с другой -
палатки лётного и технического состава. Начали штурмовать с ходу на малой высоте.
Первые огненные трассы
прошлись по палаткам. Второй заход сделали по самолётам. В третьем - сбросили бомбы.
Место стоянки фашистских самол тов превратилось в море огня. Такую же картину
можно было наблюдать в районе, где действовала группа Шестакова.
На следующий день советским лётчикам удалось посадить вражеский
"Хейнкель" с немецким штабным офицером на борту. В донесении, которое он вёз,
говорилось о вчерашней катастрофе: во время штурмового налёта советских истребителей
были уничтожены почти все самолёты, а оставшиеся требовали капитального ремонта.
Взлетая в окружённой Одессе с аэродрома расположенного прямо в
городе, он уничтожил немало вражеских самолётов в воздухе и на земле. Здесь в
ночных боях он сбил несколько вражеских бомбардировщиков. Он же отыскал и дальнобойное
фашистское орудие, обстреливавшее город, и заставил его замолчать.
В одном из боёв вражеский снаряд пробил кабину его истребителя,
и несколько осколков впилось в ногу Алексею. Истекая кровью, он дотянул свой
самолёт до аэродрома. А когда подлечился, снова начал летать на боевые задания,
метким огнём разить врага.Никогда не забудет Алелюхин тех дней. Защитники города стояли
насмерть, в который уже раз опрокидывая полчища врага, преграждая им путь к
Одессе. Справедливый гнев и ненависть к захватчикам, вера в победу поддерживали
их силы. В жестоких боях рождалась боевая зрелость наших воинов. Из простого
рабочего парня, каким Алексей Алелюхин был до призыва в армию, он превращался
в искусного бойца, настоящего истребителя, опытного мастера воздушного боя.
За 3 месяца боёв под Одессой Алелюхин совершил 183 боевых
вылета на самолёте И-16, провёл 56 штурмовок. Это был настоящий поединок со
смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой
деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух - трёх
десятков...
В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов
Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта.
Именно тогда он подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после
ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания.
Осенью 1941 года 69-й авиаполк был выведен с фронта и перевооружён
на новые истребители ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо эту машину.
В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал за стартовавшим
истребителем, он прошёл вдоль линейки самолётов и на высоте 50 метров выполнил
полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот,
штопор, ранверсман... В самое ближайшее время на этой машине он одержал ряд новых
побед.
Годовщину войны лётчики полка встретили в тяжёлых боях на
только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в воздухе
немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом направлении
( 1200 самолётов против 300 советских ).
Истерзанная фашистами приволжская земля... После Одессы - новые
аэродромы и новые бои. На защиту Сталинграда Алелюхин прибыл с солидным боевым
опытом. И он, и его боевые друзья получили новые машины. Они хорошо дрались и на
старых, а новые в их опытных руках превратились в могучее оружие.
...Группа наших истребителей, в которую входил и Алелюхин,
встретилась однажды с 8 "Мессерами". Скрыться противнику в безоблачном небе
было очень трудно. Лётчики обрушились на врага. Почти одновременная атака
советских самолётов за полминуты решила исход боя. Факелами вспыхнули 7 вражеских
машин. От атаки увернулся один ведущий. Увидев, что произошло, он штопором пошёл
к земле, и это спасло его от неминуемой гибели. Ведущий нашей группы командир
полка Л. Л. Шестаков приказал не гнаться за оставшимся самолётом: пусть фашист
расскажет, как дерутся советские лётчики.
Именно под Сталинградом Алелюхин одержал свою самую памятную
победу. Его одиночный "ЛаГГ" был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз ( ! )
отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во время
одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить вперёд немца и
сбить его. Так что при всех своих недостатках ЛаГГ-3 был вовсе не безнадёжным
самолётом и далеко не самым лёгким противником для пилотов Люфтваффе, особенно
находясь в руках опытного лётчика.
В небе Сталинграда 69-й авиаполк воевал на своих "ЛаГГах" до
Сентября 1942 года, когда был перевооружён на "Яки". Ас № 2 Люфтваффе Герхард
Баркхорн вспоминал, что в 1942 году на Сталинградском фронте он "крутил карусель"
с одиночным "ЛаГГом" в течении 40 минут. Противники оказались достойны друг друга
- ни один самолёт не был сбит... Вернувшись из того боя, Алелюхин, хоть и не был
ранен, не смог самостоятельно выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок
от крепкого 22-летнего парня.
Осенью 1942 года полк был перевооружён, теперь уже на Як-1,
пополнен и в конце Ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы,
достигшей к тому времени своей кульминации.
В боях под Калачём Алелюхин сбил 4 бомбардировщика, а под Котельниково
и Зимовниками - 2 "Юнкерса" и "Мессер". За эти победы был награждён орденами Ленина
и Красного Знамени.
Жестокая Сталинградская битва многому научила Алелюхина. И когда
наши войска после победы на Волге перешли в решительное наступление, Алелюхин
снова и снова доказывал делами свою верность воинскому долгу, свою ненависть к
врагу, готовность до последней капли крови защищать родную советскую землю.
...Немецкое командование решило разбомбить оставленный ими Ростов,
используя массированные "звёздные" налёты. Рассредоточенные по высотам от 3 до 6
км, со всех сторон летели на город фашистские самолёты. И так в течение нескольких
дней. Однако Ростов защищали мужественные воздушные бойцы. Только за 3 дня
эскадрилья Алелюхина сбила 21 вражеский самолёт. Личный счёт её командира
поднялся до 20, и боевые друзья вскоре сердечно поздравили А. В. Алелюхина с
первой Золотой Звездой Героя Советского Союза. Позади остались опаснейшие месяцы
обороны Одессы, напряжённейшие бои под Сталинградом, Таганрог и Ростов.
На фронте появилась листовка Главного политуправления Красной
Армии, посвященная отважному лётчику. Вот как описывается в ней один из его поединков:
...Алелюхин набирает высоту. Противник устремляется
за ним. На высоте 6500 метров вражеские истребители начинают атаку. Стремительно
маневрируя, Алелюхин уходит из - под удара... Так повторяется несколько раз. Их
пять, он один, но "Мессера" никак не могут взять его в прицел. Снова маневр.
Истребитель Алексея, звенящей стрелой вонзается ввысь, а оттуда неожиданно
пикирует в хвост одному из "Мессеров". Огонь !... Вражеский самолёт сбит.
Противник ошеломлён, он мечется и теряет Алексея из виду...
В период боёв за Таганрог Алелюхин был назначен командиром
эскадрильи. Только за 4 дня лётчики, ведомые им, сбили 24 вражеских самолёта.
5 из них уничтожил комэск. Ему вручают орден Александра Невского. Отвечая на
эту награду, Алексей за 2 дня сбивает ещё 5 "Мессеров" !
Молодой ас передавал свой опыт однополчанам. Боевые лётчики
Елизаров, Тимофеенко, Михайлов, Карасёв, Ершов, Дранищев и другие учились у
командира побеждать врага. Новый наглядный урок своим подчинённым Алелюхин дал
в боях под легендарным Перекопом.
Здесь наши наземные части несли большие потери от бомбардировщиков
Ju-87. "Избавьте нас от этих налётов", - просила пехота. И лётчики смело вступали
в бой с врагом. Алелюхин всегда стремился в первую очередь сбивать ведущих.
Тогда вся группа лишалась управления и не могла выполнить поставленной задачи.
"Воздушный снайпер бъёт без промаха !..." - писала об Алелюхине
фронтовая газета. А однополчане посвятили ему песню - "Если в небе Алелюхин,
Значит, "Юнкерс" - на земле...
Эта песня родилась не случайно. Из лично сбитых Алелюхиным самолётов
больше половины - немецкие бомбардировщики, составляющие в годы войны ударную силу
Люфтваффе. Именно с ними, в первую очередь, и призваны были вести борьбу многие наши
лётчики - истребители.
На Як-1 .
Фото ориентировочно осень 1942-весна 1943 года.
На фюзеляже истребителя черная пантера — фирменный знак Алелюхина.